Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой, Как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением и памятью.
Но далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, требующие точности и синхронности движений. Вырезание, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не редко.
А если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, его успеваемость снизится. Поэтому развитием данных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Так что же такое графомоторика?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же!
Во время рисования ребенок в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, изображая то, что ему хочется, он полностью свободен.
Графомоторика же предполагает рисование в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть или расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и прочее.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Основные стадии развития графомоторных навыков
Дети 1-2 лет должны уметь:
- переворачивать страницы в книге (по одной);
- держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
- строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
- уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
- лепить из пластилина;
- складывать из бумаги простейшие фигурки;
- нанизывать большие бусы;
- правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
- уметь вязать узелки;
- самостоятельно заправлять постель;
- рисовать фломастерами, мелками;
- обводить фигуры и штриховать (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
- происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
- самостоятельно завязать шнурки;
- обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
- раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
Нужно понимать, что 6-летний ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. Поэтому, уважаемые родители, предлагайте детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
Предлагаю Вашему вниманию подборку простых и интересных заданий, которые можно выполнять с ребенком.
1. Работа с ножницами (следите, чтобы ребенок правильно держал ножницы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий