Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе.
1. Физическая готовность
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния
здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и
получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в
общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и
слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
Общее физическое развитие. Определяется по
наличию основных физических качеств:
o ловкость;
o скорость;
o сила;
o скоординированность
движений.
Уровень развития основных видов движений:
o бег;
o прыжки;
o наклоны;
o приседания;
o ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
o держать ручку или
карандаш;
o проводить четкие линии;
o перекладывать мелкие
предметы;
o складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки
самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
o умываться;
o чистить зубы;
o мыть руки;
o пользоваться туалетом;
o одеваться;
o застегиваться и
завязывать шнурки;
o следить за своим внешним
видом;
o пользоваться столовыми
приборами;
o убирать за собой посуду;
o организовывать рабочее
место;
o собирать, складывать и
убирать свои вещи.
2. Умственная готовность включает:
o достаточный багаж знаний
об окружающем мире;
o умение оперировать
имеющимися знаниями для решения различных задач;
o любознательность,
потребность в получении новых знаний;
o уровень мыслительной
деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
o наличие словесно-логического
и образного мышления;
o развитую речь,
достаточный словарный запас;
o сформированные сенсорные
навыки;
o устойчивое внимание;
o крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым
условием для успешного овладения учебной программой.
3. Социальная готовность
базируется на таких компонентах:
·
коммуникативность;
· стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские
отношения;
·
умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
·
умение выслушивать собеседника;
·
готовность соблюдать очередь;
·
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
· понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий