пятница, 16 октября 2020 г.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

Работа по развитию основных движений   органов 
артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. 

Цель артикуляционной гимнастики  - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

   У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

  Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. 

   При произнесении различных звуков каждый участвующий  в произношении орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся  не изолированно, а плавно, один  за другим,  и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раза в день по 3-5 минут. 

2.      Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5.   Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8.    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

По характеру выполнения  упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются  на  статические  и динамические. 

Целью статических упражнений  является выработка умения принимать и удерживать  артикуляторную позу. Это, например, «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Грибок». 

Целью динамических упражнений  является выработка умения переключаться с одной  позы на другую. Это упражнения: «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка». 

Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики: базовый и комплексы на разные группы звуков (для свистящих, для шипящих, для сонорных звуков) Пока, в домашних тетрадях у ребят общая, базовая артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются в детском саду каждый день и  дети уже знакомы с ними. Задача родителей повторить и закрепить навык дома.

Спасибо.

 

5 комментариев: